О бизнесе, ножницах и японской философии.

В весеннем номере журнала Долорес вышла статья владельца компании GINKO Андрея ТУЛУПОВА. 

Жить и работать в период экономической нестабильности крайне непросто. Однако благодаря максимальной мобилизации усилий и новым нестандартным решениям бизнес развивается, а цели, казавшиеся нереальными, достигаются. О том, как преуспевать в эпоху кризиса, японской философии ведения дел и многом другом в интервью нашему изданию рассказал владелец компании Ginko Андрей ТУЛУПОВ. 


Андрей Васильевич, когда и как Вы начали свой бизнес? 

Всё началось почти четверть века назад. В Обнинске под общим началом одного предпринимателя собрался коллектив из двадцати человек, в который вошёл и я. Мы тогда планировали организовать инвестиционный бизнес. Приглашённые тренеры быстро обучили нас азам таможенного и банковского дела, и мы принялись за работу. Каждому достался свой ответственный участок. Для меня им стал салон красоты, который мы купили и должны были «довести до ума». Сделать это было нелегко. В салоне не было ни хороших инструментов, ни косметики, а мастера оставались там только потому, что не могли найти другую работу. …Первым делом мы решили приобрести качественную косметику. После интенсивного поиска нам удалось найти партнёров, у которых мы стали покупать по доступным ценам европейские препараты для парикмахеров. А затем у нас появилась идея эти продукты продавать. Предлагаемые нами цены были настолько выгодными, что многие приезжали за нашими товарами из столицы. После того как продажи начали стремительно расти, мы предложили владельцу нашей компании начать торговать профессиональной косметикой в более крупных масштабах. Ему эта идея понравилась. Но, увы, как и многие другие бизнесмены, почувствовавшие вкус успеха, мы допустили ошибку – до минимума сузили свою специализацию. Сегодня это кажется очевидным, но тогда мы даже не задумывались о том, что параллельно с косметикой можно продавать что-то ещё. В итоге компанию, где мы работали, постигло финансовое банкротство, и мы с товарищами начали своё собственное дело. 

На этот раз мы решили заняться машинками для стрижки волос. Собрав тысячу долларов, отправили своего человека на переговоры в Америку, а после этого начали сомневаться, стоило ли вообще всё это затевать. Должен оговориться, что в тот момент как раз разразился кризис 1994-го года, и каждый наш шаг требовал особой осторожности. Но деньги уже были переданы, контракт заключён, и это предрешило наше будущее. Вот так под давлением обстоятельств мы получили новое направление в бизнесе, которое позволило нам прочно встать на ноги. Занимаясь этим бизнесом, мы переехали в Москву и стали оптом продавать машинки в разных регионах России. Одновременно с этим у нас было ещё несколько интересных проектов. А затем мы как-то плавно подошли к теме ножниц. Надо сказать, что в то время профессиональные ножницы в России были в дефиците (нашим единственным конкурентом была компания Solinger, с которой мы всегда старались поддерживать дружеские отношения). Таким образом, нам удалось занять практически свободную нишу. 

На рынке тогда уже присутствовала немецкая компания Jaguar. Мы обратились в её представительство и заказали на пробу 3 модели. Подчеркну, что мы не ставили перед собой задачу иметь широкий ассортимент. Напротив, считали, что небольшое количество моделей имеет свои преимущества: позволяет покупателю быстрее принять решение, какие ножницы он хочет приобрести. На гребне успеха мы решили пойти дальше и задались вопросом, с кем из производителей ножниц мы могли бы сотрудничать. Выбрали несколько брендов, в том числе Matsuzaki. Именно с этой компанией мы и заключили первый прямой контракт. 


У Вас колоссальный опыт работы с японскими предпринимателями. Расскажите о том, как они ведут бизнес. В чём, на Ваш взгляд, секрет их успеха? 

Японцы – очень интересные люди, с особыми традициями и характером. Зачастую им удаётся скрывать свои эмоции, однако если вы давно знакомы с определённым человеком, то можете почти наверняка угадать, что с ним происходит. Главное – с большим вниманием относиться к деталям, связанным с поведением, интонациями в голосе. Не случайно же в японском языке существуют фразы, которые, в зависимости от интонации, имеют совершенно разные значения. 

Говоря о японских традициях в ведении дел, хочу привести в пример одного из наших партнёров – компанию Tokosha, производителя ножниц Joewell (кстати, в стране Восходящего солнца этот бренд считается самым распространённым). Компании принадлежит большой завод в префектуре Иватэ, с огромным количеством рабочих мест, и руководство высоко ценит своих сотрудников. Поэтому любая оплошность или вынужденное отступление от правил (например, зарплата, выплаченная с небольшим опозданием) считаются чрезвычайными происшествиями, которые могут повлечь за собой «потерю лица» компании. Впрочем, спрос с сотрудников тоже соответствующий. Что касается другого нашего партнёра, Matsuzaki, то мне кажется, что помимо традиций и японской скрупулёзности на успехе компании сказалось плодотворное сотрудничество с итальянскими фирмами. Возможно, даже не обошлось без заимствования некоторых деталей в дизайне. И в этом нет ничего зазорного, в любой компании должны быть постоянные обновления. Без этого невозможно развитие. 


Ваша компания предлагает огромный выбор ножниц – прямые, филировочные, для юниоров и даже для левшей. А могут ли Ваши клиенты рассчитывать на технический сервис купленного инструмента, в том числе на заточку?

Спасибо за вопрос. Кстати, раз уж Вы упомянули ножницы для левшей, знаете, что правильно заточить их может только левша? А прежде чем получить такое право, он должен пройти двойное обучение: сначала научиться выполнять работу правой рукой (то есть традиционным способом), а уже затем – левой. Но, конечно, даже для того, чтобы освоить обычный способ заточки, необходимо немало потрудиться. Откровенно говоря, в начале нашего сотрудничества владелец фирмы Hikari (производитель ножниц Hikari, официально признанных самыми острыми в Японии) отказывался продавать нам свои изделия до тех пор, пока мы не сможем предоставлять сервис заточки. Секреты этого искусства передаются из поколения в поколение, от мастера к его ученикам. Я знаю, что в процессе заточки ножниц используется несколько нестандартных движений, которые со стороны кажутся странными, а на самом деле являются обязательными (они позволяют сохранить качество инструмента). Если на определённом этапе просто закрыть ножницы, их можно повредить, и тогда весь труд пойдёт насмарку – их надо аккуратно развести, протереть и лишь потом сложить. У нас нет таких мастеров. Вернее, в нашей стране есть только один человек (насколько мне известно), который достиг совершенства в искусстве заточки. Но, к сожалению, создав большой сервисный центр, он практически перестал заниматься этим. Сейчас заточка для него – лишь хобби. Так что проблема не решена до сих пор. Неслучайно для многих российских мастеров вопрос, где и как они могут подточить ножницы, является одним из самых актуальных. К счастью, нам помогает выйти из положения компания Tokosha: ежегодно её представители приезжают в Москву на выставку ИНТЕРШАРМ, чтобы заточить ножницы для наших клиентов. Это единственная компания из всех японских брендов, которая предоставляет фирменный сервис. 

Ножницы для парикмахера – основной рабочий инструмент, однако не все могут позволить себе платить за него огромные деньги… 

На износ хорошие профессиональные ножницы могут работать от трёх до пяти лет, что в принципе себя оправдывает: они «отрабатывают» вложенные деньги. Более того, сейчас у нас есть такая идея (я бы сказал, маркетинговый ход) – сдавать ножницы в аренду. Получается вполне адекватная сумма – около тысячи рублей в месяц. Ведь, как Вы верно подметили, не у всех есть возможность приобрести качественный инструмент, особенно в начале карьеры. В любом случае, практика показывает, что те, кто попробовал наши ножницы в деле, обычно предпочитают их иметь в своём «арсенале». 

Я всегда вспоминаю случай с одной нашей покупательницей. Молоденькая девушка, которая только приступила к работе в салоне, выделила из своего бюджета 10 тысяч рублей и купила у нас ножницы. Каково же было удивление, когда на следующий день мы увидели её опять. Мы думали, что-то не так, а она говорит: «После того как вчера постригла клиента вашими ножницами, он дал мне чаевые в размере 5 тысяч рублей. Сегодня хочу купить ещё одни». Бывали и другие ситуации, конечно. Однажды на выставке к нашему стенду подошла женщина (видно, что опытный мастер), посмотрела на стартовую цену ножниц «юниорского» класса, – а это полторы тысячи рублей – и обвинила нас в том, что продаём товары по «грабительским» ценам. После этого она перешла на другую сторону стенда, где мы продавали дорогие расчёски фирмы Y.S Park Professional и не думая сделала покупки на 10 тысяч рублей. Что ж, как говорят в той самой Y.S. Park Professional, ножницы – это оркестр, а расчёска – дирижёр, она тоже очень важна для работы мастера. 


Могут ли неправильно подобранные ножницы испортить стрижку? 

Конечно, сами по себе ножницы ничего не испортят, но в значительной мере могут усложнить работу мастера. К тому же, должен отметить, что в России, даже если инструмент был подобран правильно, многие зачастую просто не знают, чего именно можно добиться с его помощью. Условно говоря, они используют его потенциал не на 100%, а лишь на 1–2%. В Японии основными клиентами парикмахеров являются мужчины, а также молодёжь (женщины среднего и старшего возраста довольно аскетичны). Причём для мужчин их внешний вид имеет принципиальное значение. По всей видимости, в данном случае срабатывает «принцип белых воротничков» (если ты плохо выглядишь, то не можешь быть успешен в жизни). Поэтому мастера делают всё возможное и невозможное, чтобы удовлетворить высокие требования своих клиентов. И вряд ли им удалось бы с этим справиться без многофункциональных современных ножниц, заменяющих несколько моделей: для выполнения женских и мужских стрижек, текстурирования… Но это в Японии, а у нас до сих пор есть разграничения – отдельно для прямого среза, отдельно для филировки и т.д. 


А как можно научить парикмахеров максимально использовать возможности ножниц? 

Для того чтобы заинтересовать мастеров, мы показываем им обучающие видео, и делаем это уже в течение пятнадцати лет. В начале двухтысячных популярность приобрела техника стрижки «слайсинг», и люди, приходившие к нам, хотели купить ножницы, которые «стригут в этой технике». Я пытался объяснять, что это техника работы парикмахера и ножницы самостоятельно ничего постричь не могут. Многие обижались, уходили. Кончилось всё тем, что мы обратились за помощью к японцам. Matsuzaki и Tokosha создали для нас фильмы о том, как стричь в той самой заветной технике. И когда к нам приходил очередной мастер за ножницами «для слайсинга», мы ему сразу вручали фильм и говорили: «Сегодня посмотрите, а завтра приходите». Стоит ли говорить, что это во многом облегчило жизнь и нам, и нашим покупателям. Любопытно, что в фильмах Matsuzaki мастера демонстрировали выполнение «слайсинга» с использованием ножниц разных размеров – маленьких, больших и средних. Таким образом, наши клиенты поняли, что не стоит ограничивать себя в выборе. 


Расскажите, пожалуйста, о том, как появились ножницы Irina Baranova. 

Изначально создать ножницы Irina Baranova взялась компания Hikari. Ирина выбрала у них одну модель, но хотела немного изменить параметры: так как ножницы были для неё тяжеловаты, она попросила их облегчить процентов на тридцать. Мы эти пожелания передали японцам. Спустя несколько месяцев они прислали нам письмо, в котором говорилось: «Можем облегчить ножницы на 25%, максимум – на 28%, а на 30 – не можем». Мы попросили прислать имеющийся образец, а когда получили его, то были расстроены. Наши партнёры забыли о том, что у нас размер руки несколько больше, чем у японцев, поэтому кольца у ножниц получились совсем маленькими. В итоге инструмент Irina Baranova был выпущен компанией Takosha, которая сработала быстрее и результативнее. 


Компания Ginko является постоянным участником профессиональных выставок. Как это помогает в развитии бизнеса? 

Выставки интересны тем, что на них в непринуждённой атмосфере можно пообщаться с людьми, которым необходима информация о ножницах и расчёсках. Мы им показываем инструменты, попутно рассказывая о них, но, разумеется, никому ничего не навязываем. К тому же для нас эти мероприятия – замечательная возможность поддерживать обратную связь с клиентами. А бывают ситуации, которые влияют на нашу работу, наш ассортимент. Так, например, на одной из выставок к нам подошла женщина, которой нужны были хорошие, но недорогие ножницы (она только что приступила к учёбе на курсах парикмахеров). Пока мы пытались ей подобрать что-то подходящее, она рассказала нам о своём неудачном опыте покупки ножниц в другой компании. Оказывается, несмотря на то что она объяснила, для чего ей нужен инструмент, ей настоятельно порекомендовали купить ножницы за 18 тысяч рублей. Увы, покупка оказалась не только очень дорогой, но и на данном этапе для неё, как начинающего мастера, бесполезной. Так что она отложила своё приобретение до лучших времён и пришла к нам за ножницами, которые может использовать сейчас. После этого случая мы стали продавать специальную линейку для юниоров, чтобы у них была возможность учиться на хорошем и доступном по цене инструменте. 

Добавлю, что именно благодаря выставке наш ассортимент пополнился также брашингами, расчёсками и другой продукцией компании Y.S Park Professional. Это произошло благодаря очередному кризису. Ведь не зря говорят, что кризис – это время новых возможностей. Впрочем, не последнюю роль в этом сыграли моя интуиция и предпринимательское чутьё. Я проходил мимо стенда Y.S Park Professional на выставке в Токио, и сотрудники компании, с которыми был давно знаком, пригласили меня посмотреть, как они всё обустроили. В ходе разговора они стали показывать новые товары, но потом, махнув рукой, засмеялись: «Вам показывай – не показывай, все равно ничего не покупаете, не ваш бизнес». Однако они с этим поторопились. Моё внимание привлекли расчёски, которые выглядели нестандартно. Я сделал крупный заказ. На следующей выставке мы уже продавали эти расчёски. 


Сегодня наша экономика переживает непростые времена. Как сохранить и укрепить бизнес в этой ситуации?

Нужно стараться мыслить шире. Принято считать, что путь к успеху лежит через инновации, однако это не всегда так. Иногда, чтобы улучшить результаты, необходимо вернуться к хорошо забытому старому, в том числе и к устаревшим технологиям. В последнее время я довольно часто слышу от специалистов в области индустрии красоты, что, якобы, необходимо возвращаться к ножницам с насечкой. Конечно, сейчас такие ножницы научились затачивать по-другому и прямой срез, выполненный ими, не выглядит грубым, но в любом случае такой инструмент значительно сужает возможности парикмахера. Спрашивается, почему бы не использовать ножницы с комбинированными лезвиями (с насечкой и без насечки), которые начали производить японцы? Потому что многие не хотят рисковать, отдавая предпочтение чему-то новому. А значит, если будет спрос на ножницы с насечкой, мы с готовностью будем их предлагать клиентам. 
То же самое можно сказать и о ножницах, имеющих 40 зубьев. Раньше существовали специальные стандарты, и считалось, что определённых результатов можно добиться исключительно при помощи такого инструмента. Однако времена изменились, и, используя более современные ножницы, например, с одиннадцатью зубьями, мастер может сделать гораздо больше. Когда мы начали их продавать, то рассчитывали на гораздо больший интерес со стороны парикмахеров. Но, как выяснилось, большинство людей по-прежнему предпочитают стричь по старинке, им так привычнее. 


И последний вопрос. Мы знаем, что своеобразным катализатором работы Вашей компании стала идея стремления к совершенству. Что для Вас является совершенством? 

Эту идею мы переняли у японцев. Согласно их философии, быть совершенным не означает быть лучшим. Мы не стремимся стать лучшими, да это и невозможно, поскольку путь к совершенству бесконечен. При этом мы делаем то, что нам нравится, и делаем это качественно, с душой. А высшая награда для нас – отзывы людей, с которыми и для которых мы работаем. Вы не представляете, насколько приятно слышать от клиента, что он уже пятнадцать лет стрижёт купленными у нас ножницами! Наверное, это и есть один из моментов совершенства…

Подписывайтесь и первыми узнавайте о новых скидках, акциях и розыгрышах подарков